По благословению Высокопреосвященнейшего Иосифа, митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского, настоятельница Никольского женского монастыря города Приволжска - игумения Анатолия (Баршай) приняла участие в работе международной конференции "Монастыри и монашество: традиция и современность", состоявшейся
ИТОГОВЫЙ
ДОКУМЕНТ
МЕЖДУНАРОДНОЙ
БОГОСЛОВСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Монастыри и
монашество: традиции и современность».
23-24
сентября 2013 года в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА проходила конференция «
Монастыри и монашество: традиции и современность», посвященная обсуждению
актуальных вопросов современной жизни монастырей и монашествующих. Конференция
стала первым общецерковным форумом монашествующих в новейшей истории Русской
Православной Церкви.
В конференции приняли участие постоянный
член Священного Синода Русской Православной Церкви Высокопреосвященный Иларион,
Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела Внешних Церковных Связей,
Председатель Синодального Отдела по монастырям и монашеству Русской
Православной Церкви, Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Высокопреосвященный Феогност, Архиепископ Сергиево- Посадский, 11 архиереев, 20
наместников и игуменов мужских монастырей, 46 игумений женских обителей, а также
66 монашествующих из разных обителей. Среди участников конференции - члены
Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, а также члены Комиссии
Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.
В конференции приняли активное участие представители братских Православных
Церквей: митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь),
игумения Елена, настоятельница Свято-Спасского монастыря в Жиче с сестрами
обители (Сербская Православная Церковь), игумения Анастасия, настоятельница
монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Белостоке и игумения Агния из
Свято-Успенского монастыря с сестрами обители (Польская Православная Церковь),
игумения Мария из Свято-Елисаветинской обители (Мюнхен) из Русской Православной
Церкви заграницей, а также представители Святой горы Афон - насельники
монастырей Симонопетра, Кутлумуш и скита святой Праведной Анны. Всего было
зарегистрировано 143 участника.
Под
кровом обители Преподобного Сергия собрались для обсуждения современных
вопросов и проблем монашеской жизни архиереи, игумены и игумении, а также
монашествующие-представители православных обителей. Главной темой докладов и
продолжительных дискуссий стал проект « Положения о монастырях и монашестве»,
подготовленный Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни
монастырей и монашества.
В
результате двух дней работы конференции, проходившей в атмосфере братского
общения и живого обмена опытом, были подтвержены основополагающие принципы
проекта документа « Положение о монастырях и монашествующих».
Завершая
работу конференции, участники постановили:
I.Выразить
глубокую сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси
КИРИЛЛУ, благословившему проведение данной конференции, что стало еще одним свидетельством
постоянной отеческой заботы Предстоятеля Церкви о дальнейшем благоустроении
монашеской жизни.
II.
Особую
благодарность выразить Его Святейшеству за Первосвятительскую поддержку и
постоянное содействие в разработке проекта «Положения о монастырях и
монашествующих».
I.Признать представленный проект « Положения о
монастырях и монашествующих» достаточно подготовленным для прохождения
дальнейших этапов общецерковного обсуждения.
II.В отношении
вопросов, связанных с обсуждением проекта «Положения», подчеркнуть следующее:
1.В
«Положении о монастырях и монашестве» сформулированы основополагающие принципы
монашеской жизни.
2.Целью
монашеской жизни является наиболее полное единение с Господом через исполнение
заповедей о всецелой любви к Богу и ближнему путем аскетического делания,
переданного святыми отцами и осуществляемое благодатью Святого Духа в Церкви.
3.Жизнь
монаха основывается на исполнении обетов целомудрия, послушания и нестяжания.
Давая обет целомудрия и отказываясь от земного брака, монах обретает
таинственный брак души с Небесным Женихом-Христом. В обете нестяжания монах
отказывается от надежды на вещественные блага, и тем самым все упование целиком
возлагает на Бога, в котором и обретает свое главное сокровище. Истинный монах
есть тот, кто ничего в этом мире не имеет, кроме одного Иисуса Христа. В обете
послушания
отрекаясь
от своей воли, монах подражает Христу и тем самым всей своей жизнью исполняет
волю Божию.
4.Жизнь
внутри монашеской традиции возможна только при присутствии духовного руководства.
Дух Святой всегда действует в Церкви, и в ней всегда будут святые, пророки,
духовные наставники. Духовная жизнь основана на таинстве послушания и веры.
Игумен\игумения монастыря в полноте обладает духовной властью в обители и
должен быть образом для подражания братии\сестрам своим примером монашеской
жизни. Также, как Христос был для Своих учеников Учителем и Отцом,
игумен\игумения обители является для братии\сестер прежде всего духовным
отцом\духовной матерью, а не только администратором. Для монашествующего
губительно не иметь духовной связи со своим игуменом\своей игуменией. Оказывая
послушание игумену\игумении, монашествующий оказывает его не человеку, но Богу.
5.Основой
возрождения монашеской жизни является возрождение в монастырях аскетической
практики, молитвенного делания. Согласно древней монашеской традиции, игумен
должен со многою рассудительностью заботиться о всех нуждах братии и следить за
распорядком дня, чтобы было достаточно времени для молитвы и изучения
Священного Писания и святых отцов. Если у монаха не будет достаточно времени
для молитвенного уединения и изучения трудов, монах духовно засохнет.
6.Традиционной
обязанностью монашествуюших является ежедневное участие во всем суточном круге
богослужения, но продолжается в непрестанном призывании Господа в Иисусовой
молитве.
7.Епископ,
как отец и добрый пастырь, является предстателем и попечителем монастыря.
Монашествующие видят в епископе благого архипастыря, который с любовию пасет
свое стадо, и повинуются ему в духе евангельской любви, как к отцу. Епископ же
заботится о монастыре, оказывая обители духовную поддержку и содействуя его
становлению и процветанию.
8.Каждый
монастырь должен иметь свой внутренний устав, который утверждается правящим
архиереем. Епископ должен прежде всего наблюдать, чтобы этот устав соблюдался в
точности и без изменений.
IV.Признать
полезным для развития монашеской жизни регулярное проведение общецерковных
конференций по актуальным темам монашеской жизни с участием представителей
Поместных Православных Церквей.
V.Считать
целесообразным продолжение обсуждения и обмена опытом по важнейшим богословским
и практическим вопросам жизни современных монастырей и монашествующих на
Международных Образовательных Рождественских Чтениях 2014 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.