православный календарь


четверг, 28 ноября 2013 г.

 
Настоятельница Никольского женского монастыря - игумения Анатолия (Баршай) приняла участие в работе проводимой благотворительным фондом "Берега" и Педагогическим факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета при поддержке Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства научно-практической конференции "Психологическое и духовное здоровье детей-сирот как основа их успешной социализации".
Матушка игумения Анатолия выступила с докладом "Формирование самооценки у психически депривированных детей методами православной педагогики".


ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ПСИХИЧЕСКИ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ МЕТОДАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Игумения Анатолия (Баршай), директор ЧОУ «Православная женская СОШ»
г. Приволжск
Формирование самооценки в ребенке – это актуальная и ответственная задача. Во всей последующей жизни самооценка  будет или украшать человека в глазах окружающих, или портить. Значение самооценки велико в детском возрасте, когда интенсивно развиваются личностные качества и закладывается основа характера.
Самооценка, закрепившись, становится чертой характера и распространяется и на все виды человеческой деятельности. Важным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, как складываются его взаимоотношения с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих. Уровень самооценки – это субъективный взгляд на самого себя. Самооценка – это не то, какой человек есть на самом деле или то, как его видят другие люди, а то, как он сам думает о себе. Это качество формируется постепенно с самого рождения на основе списка убеждений по отношению к себе, списка хороших и плохих качеств, и может быть осознанно или неосознанно изменено. Обычно его неосознанное изменение ведет к низкому уровню самооценки, поскольку на плохом концентрируется больше внимания, соответственно оно лучше укореняется в подсознании, что и влияет непосредственно на отношение к себе. Здесь важно обратить внимание на часто возникающее недоразумение по поводу того, следует ли православным педагогам и психологам ставить перед собой задачу формирования достаточно высокой самооценки? Не послужит ли это к развитию в воспитуемом пагубной страсти гордости?
Следует определиться в понятиях. Смирение – это евангельская добродетель, водворяющаяся в человеке действием Божественной благодати. Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный авва Дорофей.
Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.
Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. [1]
Совершенно другое – низкая самооценка. Если человек смиренный всегда спокойный (поскольку с миром), радостный, уравновешенный, то человек с низкой самооценкой – подавленный, угрюмый, неспокойный, тревожный. Часто под низкой самооценкой скрывается самая тяжкая и пагубная страсть, полностью противоположная смирению – гордость. Постепенное нарастание эмоционального напряжения, вызванного низкой самооценкой, может даже толкнуть человека на преступление, являющееся своего рода кульминацией, выплеском всей накопленной агрессии. Низкая самооценка является производной для всех видов девиантности и делинквентности. Все виды суицида являются результатом низкой самооценки индивидуума. Важность изучения сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что деформация общественного сознания за последнее время достигла такого уровня, при котором девиантное поведение воспринимается как норма, а социальные патологии достигают недопустимых для общественного развития масштабов. Если ситуация не будет изменена, и детям и подросткам, проживающим в обстановке семейного неблагополучия, не будет оказана радикальная поддержка, то в условиях нестабильности в обществе в последующих поколениях есть вероятность увеличения численности дезадаптированного контингента населения и явлений субклинической депривации, состоящей в стертых проявлениях болезней и неприспособленности. В связи с этим проблема личностных и психофизиологических возможностей подростков-сирот и их здоровья приобретает злободневность и претендует на обязательное рассмотрение. Из этого очевидно вытекает, что формирование самооценки важно для современного человека вообще, и сугубо важно, когда речь идет о детях с психическими депривациями.
. Термин «депривация» традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности. Несмотря на разнообразие видов депривации, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью.
Наиболее интенсивно изучаемым в психологии видом депривации является материнская депривация и, прежде всего, госпитализм — синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери и его ранней институционализации. Тяжелая и продолжительная депривация вызывает в психической структуре глубокие изменения, которые могут быть постоянными. Чем моложе человек и чем дольше депривация продолжается, тем меньше надежды на устранения последствий без остатка. Особенно велика вероятность определенных нарушений в области эмоциональной, даже если в социальном и умственном отношениях ребенок приспособился в общем нормально. Способствуют сохранению психических структур как в экстремальных, так и в депривационных ситуациях такие установки личности, как осознание собственного достоинства, смысла своей жизни смысла переживаемых стрессов и утрат.[2]

Что же могут сделать родители, психологи и педагоги, чтобы помочь депривированным детям устоять против искушений мира? Это пагубное агрессивное влияние преодолевается православной жизнью и воспитанием. Православные педагоги и психологи должны, четко выделяя моральный аспект, по мере сил, врачевать, корректировать и давать правильную установку развивающейся личности.
В свою очередь, родители должны проверять и корректировать то, что ребенок узнает в школе. Оценки ребенком литературы, истории, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе то воспитание, которое он получит, не будет душеспасительно. Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы, какой язык они слышат и каким языком говорят сами, в каких взаимоотношениях находятся с окружающими - и всему этому давать христианскую оценку.
При нашем монастыре существует с 1997 года школа для девочек. Она имеет необычный формат, поскольку у нас есть учащиеся, которые живут при монастыре и находятся на полном его воспитании, и есть дети, которые воспитываются в своих семьях и приходят только на уроки в школу, и в храм на богослужение. Но и среди тех, и среди других имеются дети депривированные. Эти дети – пока не девианты, но тревожный симптом заниженной самооценки налицо. Это выражается в беспричинной тревожности, склонности к унынию, робости, раздражительности, низкой коммуникабельности. Для иллюстрации сказанного хочу привести результаты недавнего психологического тестирования, касающегося уровня самооценки, проводимого на уроке обществознания. У многих девочек балл самооценки был значительно занижен. Если оптимальным по тесту считался балл в пределах от 80 до 100,  то совершенно неожиданно одна из благополучных домашних учениц показала результат со знаком минус.
С детьми, не имеющими родителей и воспитывающихся хоть и в стенах монастыря, но все же без родителей, все, казалось бы, ясно. Родителей заменить не в состоянии даже самое духовно-нравственно качественное институционализированное заведение. У девочек, живущих в монастыре, даже самых умных и адекватных, самооценка несколько ниже, чем предусмотрено по норме. Но результат не просто заниженный, а чрезвычайно низкий у ребенка, живущего в полной, обеспеченной семье, - это неожиданно. Я предложила детям поговорить о результатах тестирования наедине, поскольку этот вопрос очень деликатный и не терпит всенародного обсуждения. Девочка с низкой оценкой подошла ко мне первой. Я спросила, предполагает ли она, что у нее такой низкий результат. Она совершенно спокойно заявила, что прекрасно знает, что у нее искажена самооценка, но сделать с собой ничего не может. Тогда я спросила, как она сама это объяснит. И она вдруг сказала, что ей чрезвычайно тяжело и неприятно общаться с людьми, даже смотреть на людей без неприязни она не может, у нее внутри возникает напряжение и отторжение к каждому человеку, с которым приходится ей общаться. Теперь посудите сами, здесь налицо чрезвычайно низкая самооценка, но можно ли такое состояние отождествить с христианским смирением? Здесь уже имеет место духовная патология, которая может быть исцелена только церковными средствами, а именно, покаянием, молитвой, участием в церковной жизни и в церковных таинствах. Корни этой депривиативной патологии кроются в семье, в неправильных личностных установках членов этой семьи, что, к сожалению, сейчас является частым явлением.
Наша школа в своей педагогической деятельности придерживается следующих принципов православной педагогики:
1. Христоцентричность (отношение человека к Богу). Христианин должен оставить эгоистический, отчужденный от Бога, мирской взгляд на смысл своей жизни, по которому земное существование является самодовлеющей целью. Он должен переставить жизненную цель и волевой центр тяжести с собственной личности на Бога и ближних, полюбить Христа и ближних всей душой, и в этой любви, осуществляемой на деле, видеть смысл и цель своего существования. Тогда и все земное, все естественные принадлежности жизни получают высшее, подчиненное царству Божию и целям любви значение и освящение.
2. Педоцентричность (отношение к ребенку, выражающее саму сущность педагогики, как душеспасительное попечение и служение больших меньшим). Необходимо сделать так, чтобы каждый ребенок (и сирота в том числе) ощущал стабильную защищенность, знал, что в самый трудный для него момент жизни найдется человек, готовый закрыть его собой от всех опасностей.
3. Опережение морально-нравственным образованием воспитания рационально-информационным «education». Любой школьный предмет можно преподавать душеспасительно. Так, предметы гуманитарного цикла - история, литература, русский язык, мировая художественная культура и др. - позволяют давать всему бывшему в мире, литературе и искусстве православную оценку. При этом, по мере сил и возможностей, учитель может и должен ограждать детей от книг и картин кощунственного характера, богоборческих, безнравственных и сеющих нечистые образы. Если же школьные программы обязывают к изучению таких "произведений", необходимо раскрывать истинное лицо ее авторов и героев, их безумие и порочность. Вместо них нужно подбирать те душеполезные произведения, созданные если не живыми по духу христианами, то хотя бы не врагами их.
4. Экклезиоцентричность (воцерковление ребенка и его родных). Цель православной педагогики – приблизить (вплоть до богоединения) детей к Богу посредством воцерковления, ибо, по словам святителя Феофана Затворника «с Господом тот, кто с Церковью».
5. Исполняемость заповедей Христа ребенком, девушкой, взрослым человеком в современных условиях.
6. Нравственно-педагогическое взаимоединство  (отношение воспитателей и воспитуемых к Богу, Церкви, друг  другу, Отечеству, культуре и миру).
 7. Нравственно-педагогический аскетизм (отношение педагога к себе и к своей профессиональной деятельности).
8. Раскрытие Православия как радостной полноты жизни во Христе[3]

Стоит также рассмотреть вопрос о любви ребёнка к себе. Многочисленные психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе - одна из важнейших, базовых потребностей человека. Правда, на психологическом языке вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, высокая степень самоуважения, позитивная «Я-концепция», высокая самооценка и т. д. Представители разных научных школ предпочитают разные термины, они проводят разные эксперименты, но смысл получаемых выводов один и тот же: люди с высокой самооценкой, с высоким уровнем самоуважения характеризуются более высокими достижениями во всех видах деятельности (включая творческую), хорошей обучаемостью и даже, по мнению врачей - психосоматиков, меньше болеют. Противоречит ли это понятиям православной веры?
Евангелие нам говорит: Так возлюбил Бог мир, что отдал Своего Единородного Сына, чтобы мир был спасен… Ценность человека в глазах Божиих, таким образом, это вся жизнь, всё страдание, вся смерть Христа. Каждый из нас в глазах Божиих так драгоценен, что Бог готов эту цену заплатить за то, чтобы человек ожил душой, поверил в себя и своего ближнего, поверил в жизнь и смысл ее.[4]
    Конечную цель образования в нашей школе мы видим в формировании у учащихся адекватной самооценки, личной ответственности за свою жизнь и за происходящее в обществе на основе православного миропонимания. Иными словами, школа должна готовить своих учениц к полноценной жизни верующего человека в современном мире. Окончившая школу девушка должна иметь реальное представление об окружающем ее мире и его законах, а также быть ориентированной  на поиск своего места в этом мире. Для этого она должна быть, с одной стороны, достаточно (на уровне государственного стандарта) образована светски, чтобы креативно контактировать с современным, быстро меняющимся миром; с другой – быть способной самостоятельно и ответственно мыслить и иметь достаточно устойчивую систему нравственных ценностей для оценки своих взаимоотношений с миром, что дается практикой религиозной жизни.
Существенным моментом является также то, что учащиеся получают образование как одновременную подготовку к последующему социальному служению. Человек, ориентированный таким образом еще в школе, сможет или совсем избежать, или, по крайней мере, правильно выйти из многих горьких потрясений и жизненных катастроф современного мира.



[1] Азбука веры
[2] Т.В. Склярова, Н.В.Носкова. Возрастная психология для социальных педагогов. М., Издательство ПСТГУ – 2010г.- 336с.
[3]  Протоиерей Глеб Каледа. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях. Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3© Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва — 2000.


[4] Митрополит Антоний Сурожский Проповедь в Неделю Крестопоклонную

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.