православный календарь


среда, 30 января 2013 г.

Доклад игумении Феоксении на XXI Международных Рождественских чтениях


Игумения Феоксения,
настоятельница монастыря Хрисопиги, о. Крит

ХРИСТОПОДРАЖАТЕЛЬНОЕ МОНАШЕСКОЕ ПОСЛУШАНИЕ

  Послушание главным образом сопряжено с монашеством, и вместе с девством и нестяжанием является одним из его основополагающих начал. Оно отождествляется с отречением от своей воли и добровольным подъятием (взятием) креста. Путь послушания, по которому призван пройти монах, - это шествие вместе со Христом, Который "послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя" и незадолго до крестной жертвы сказал Своему Отцу: "Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты".
  Василий Великий, законоположник монашества, в своем основополагающем труде о монашестве "Словах подвижнических" замечает, что послушание приносится Иисусу Христу, и оно соответствует Его примеру, одновременно приносится и видимому Его представителю, духовному отцу или духовной матери, с непоколебимой верой и без испытывания и выборочного исполнения заповедей. Святой Иоанн Синайский, автор Лествицы, называет послушание мученичеством и уверяет, что без него никто из страстных не сподобится узреть Господа. В этом же духе наставляет и преподобный Варсануфий Великий: "Держи же послушание, которое возводит на небо и приобретших оное делает подобными Сыну Божию".

  Христоподражательное послушание - это состояние превосходящее обычное. Это "свет, весна, солнце", божественное вмешательство в нашу жизнь, призыв к возрождению и восхождению. Это, по слову преподобного старца Порфирия Кавсокаливита, тайна духовной жизни. Послушанием, как говорит старец Паисий Святогорец, мы приобретаем избавление и свободу.
  Монах, стяжавший послушание, подражает Иисусу Христу и, пребывающий в послушании, подражает Ангелам. Послушание выражается в том, что приносится как дар любви Жениху душ по апостольскому слову: "Прилепляйся же Господу един дух есть с Господом". Об этом святой Феодор Студит пишет в своих письмах к монахиням: "Матушка своими наставлениями постоянно печется о том, чтобы сформировались в вас характерные признаки любви вашей к Жениху Христу".
  Первым, кто призывается к подражанию и следованию Христу, - это настоятель. Следование послушанию в благодати - это бытийный опыт, и лишь в этой духовной форме осуществляется истинное преодоление личной воли. Святитель Нектарий, основавший и руководивший женской обителью Святой Троицы на Эгине, подчеркивает, что "настоятельница обители живет не для себя, а для насельниц монастыря и, живя для них, живет для Бога, и Бог принимает эту жизнь, предполагающую отвержение себя и умерщвление любого личного желания, как жертву благоприятную".
  Наставникам необходимо иметь опыт жития в послушании, чтобы они смогли тонко чувствовать души живущих в монастыре монахов. Преподобный старец Порфирий отмечал: "Нужно пройти через послушание, чтобы иметь полноту,  и тогда ты сможешь оказать людям поддержку в их трудностях. Если у тебя нет смирения, нет послушания, то нет и благодати Божией. Если не пройдешь через смирение, а значит и через послушание, будешь иметь горькие последствия". То есть тогда ты не сможешь руководить душами и понимать особенности духовного состояния и духовную борьбу другого человека. Послушник призывается к совершенному и нелюбопытному послушанию, однако сердце настоятеля должно с материнской любовью и снисходительностью принимать и глубоко понимать каждое проявление противоречия или неповиновения. Такое сердце должно стараться сглаживать все подобные состояния терпением, молитвою, кротостью и спокойствием. Задача духовной наставницы и духовного наставника заключается в том, чтобы прощать, а не наказывать, любить, а не порицать, покрывать, а не оскорблять, оюодрять, а не разочаровывать, даже если многие души испытывают трудности в шествии по этому жертвенному пути. И поступая так, по совету преподобного Феодора Студита, когда наставник "сначала творит (делает, исполняет), а затем уже учит", достигается гармоничное единение насельников и спасение их душ.
  Целью и предпосылкой послушания является освящение личностей. Когда не заложена в основу эта цель, монах не может ни подражать Христу, ни оказывать послушания. Напротив, предавая с доверием, желанием, любовью и радостью свою жизнь духовному руководителю, он освобождается от тяжкого груза земных забот и получает бесценный дар чистоты ума и освящения. И даже посреди многообразных испытаний и искушений он может сохранять свою душу в возвышенном состоянии. Преподобный Иоанн Лествичник говорит о делателях послушания: "Как деревья, колеблемые ветрами, глубоко в землю пускают корни, так и пребывающие в послушании стяжут крепкие и непоколебимые души".
  Характерен пример преподобного старца Порфирия. В возрасте всего лишь двенадцати лет он отправился на Святую Гору и стал послушником в Кавсокаливе, в келлии святого Георгия. Там подвизались два старца, бывшие по общему признанию весьма строгими. Отец Порфирий предал себя своему духовному старцу с большой любовью и с духом абсолютного послушания, которое, по его словам, было для него Раем. Он считал, что дар прозорливости, данный ему от Бога, был дарован ему за послушание старцу. Так старец Порфирий говорит:
    "Послушание! Что вам сказать, я знал, что это такое! Я предал себя послушанию с радостью, с любовью. Это совершенное послушание меня и спасло. За него Бог послал мне дар. Да, повторяю вам, у меня было крайнее послушание к моему старцу. Послушание было не вынужденное, а с радостью и любовью. Им достаточно было сказать мне что-либо один раз, и я это соблюдал. Эта любовь научила меня чувствовать и понимать то, что они хотели... Я не помышлял ни о ком. Где родители, где знакомые, где друзья, где весь мир? Жизнь моя была молитвой, радостью и послушанием старцам. Я любил обоих своих старцев, но особенно опирался на своего духовника, старца Пантелеимона... Я наблюдал за ним со вниманием, старался что-нибудь перенять у него, подражать ему. Любил его, благоговел перед ним, видел его и получал пользу".
  Таким же образом, с уважением, благоговением и любовью, мы должны относиться к духовному наставнику. Любовь к духовному отцу или духовной матери не должна умалять уважения к нему, но и уважение и благоговение не должны превосходить любви. Именно к этому побуждает и апостол Павел, говоря: "Повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся: они бо бдят о душах ваших". И, конечно же, послушник никогда не должен испытывать или судить духовного наставника и его решения, поскольку у него нет правильной оценки. Василий Великий советует монахиням, чтобы никакая из них "просила у игумении не то, что приятно, но то, что полезно и нужно, и не исследовала ее заповеди, потому что такая привычка преуготовляет безначалие и его имеет своим последствием, но как мы принимаем заповеди Господни, без испытания, поскольку знаем, что "всяко писание богодухновенно и полезно есть", так и сестры монастыря должны принимать без испытания предписания игумении и с усердием следовать ее советам, "ни от скорби, ни от нужды", чтобы послушание было вознаграждено". Так же и святой Иоанн Лествичник помечает относительно этого: "Послушание есть погребение собственной воли и воскресение смирения. Мертвый не противоречит и не рассуждает ни в добром, но во мнимохудом; ибо за все должен отвечать его духовный отец, который благочестиво умертвил душу его. Послушание есть отложение рассуждения и вверение его богатству рассуждения духовного отца".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.